Бухара


Регион образован 15 января 1938 г. Расположен на Юго-Западе республики. Граничит на Севере с Казахстаном, на Западе с Республики Каракалпакстан, на Юге с Туркменией, на юго-восточной с Кашкадарьинской, Самаркандской и Сырдарьинской областях. Бухарская область занимает площадь – 40,32 тыс.кв.км., население – 1419,3 тыс.человек, административный центр Бухара.

«Благородная, священная, бесценная. Город – музей, город поэзии и сказки». И это все – о Бухаре. Бухара это «Звезда мусульманского мира». Город находится на юго-западе Узбекистана в 280 км от Самарканда. Самый святой город Центральной Азии, который имел 360 мечетей и 80 медресе и светом своей красоты затмевал солнце. Этому городу приблизительно 2500 лет. По традиции основателем города всегда считался персидский принц Сиявуш, который построил цитадель сразу после женитьбы на дочери Афросиаба в Самарканде. Однако, процветание Бухары в большей степени зависит от его стратегического местоположения. Город уникально расположен на перекрёстке к таким городам, как Мерв, Гурганч, Герат, Кабул и Самарканд. Более 140 архитектурных памятников делают историю Бухары более удивительной, чем остальных городов Узбекистана. Памятники Бухары - большое наследие Исламского мира и культуры.


Цитадель Арк

Цитадель Арк.

Самый древний памятник Бухары - цитадель и резиденция бухарских правителей - Арк по археологическим данным относят к 3 веку до нашей эры. Арк заключал в себе целый город, составленный из тесно сросшихся между собой дворов и двориков с государственными канцеляриями, жилищем эмира, его жен, родственников, сановников двора. Общая площадь крепости составляет 34675 квадратных метров. За время существования города Арк неоднократно разрушался, но сразу же восстанавливался новым правителем. В 16-ом столетии под правлением Шейбанидов цитадель была восстановлена в той форме, в которой она перешла к нам по наследству и выглядит на сегодняшний день. Все здания находящиеся на сегодняшний день, на территории Арка были построены в основном в период с 17 по век.


Мавзолей Саманидов

Мавзолей Саманидов.

Мавзолей являющийся фамильной усыпальницей правителей династии Саманидов представляет один из лучших примеров архитектуры периода правления династии Саманидов (875- 999). Форма мавзолея Саманидов куб, перекрытый полусферическим куполом. Стены мавзолея внутри и снаружи облицованы фигурной кирпичной кладкой из чередующихся столбиков горизонтально положенного кирпича и вертикальных вставок, создающих ажурный орнаментальный мотив плетенки. Кирпичный кольца, выстроенные в цепочку, опоясывают фриз мавзолея. Мавзолей Саманидов заслуженно считается шедевром Среднеазиатского зодчества.


Архитектурный ансамбль Пои-Калян

Архитектурный ансамбль Пои-Калян.

Данный ансамбль включает в себя три постройки: мечеть, минарет и медресе. Самым монументальным является минарет Калян ("Великий минарет") построенный в 1127 году. "Подобного ему не было нигде, так искусно и красиво он был сделан", — свидетельствует средневековый хронист. Минарет Калян — одно из самых выдающихся сооружений подобного рода на мусульманском Востоке. Высота минарета — 45,3 метра, диаметр у основания — 9 метров. Мостиком-переходом минарет соединён с крышей соборной мечети Масжиди-Калян, возведенной в первой половине XV века. Напротив мечети находится медресе Мири-Араб построенное в XVI в. шейхом Мири-Арабом Йеменским.


Мечеть Магоки-Аттари

Мечеть Магоки-Аттари.

На ее месте до арабского завоевания был базар, где торговали идолами, лекарственными снадобьями и пряностями-атторон там же находился храм Луны (Мох). На месте этого храма позже была возведена мечеть. Первая часть названия мечети "Магок" означает "яму", потому что она уже тогда была наполовину скрыта быстро растущими культурными наслоениями. В 12 веке по тому же плану было возведено новое здание, от которого на юге сохранился портал с уникальным монохромным декором, здание же разрушилось в 15 веке. Возрождение мечети на освещенном веками месте относится к 1546 году, судя по надписям на новом восточном портале, ведущем в полуподземный зал.


Мавзолей Чашма-Аюб (источник Иова)

Мавзолей Чашма-Аюб (источник Иова).

По дороге к выходу из парка сохранился еще один Мавзолей Чашма-Аюб (то есть «источник Иова»). Это сложный, многократно перестраивавшийся в течение XIV-XIX вв. памятник, принявший в итоге форму продолговатой призмы, увенчанной разнообразными по форме куполами над помещениями разного размера и формы. Острый, запоминающийся силуэт ему придает поднятый на цилиндрическом барабане двойной куполок с конической скуфьей, от мечающий собой главное помещение с источником.

Легенда о памятнике связанна с пророком Иовом (Аюб). Во время засухи, умирая от жажды, местные люди попросили у него воды. Как только он ударил по земле своим посохом, появился целительный источник, из которого до сих пор можно пить свежую воду.


Медресе Улугбека

Медресе Улугбека.

Это - самое древнее из трех медресе, построенных внуком Тимура - астрономом Улугбеком. Оно представляет прямоугольной здание со двором и парадным входом, украшенным высоким порталом - пештаком. Вход раздваивался поперечным коридором (мион-хана), в одном конце которого помещался лекторий (дарсхана), в другом - мечеть. На втором этаже, над входом, находилась библиотека (китобхона). Фасад представляет собой двухъярусную аркаду и имеет два крыла. С обеих сторон его закрывают две башни - гульдаста.

Медресе поражает исключительной строгостью и выдержанностью форм, пропорциональностью и соответствием конструктивной части с декорацией.


Ситораи Мохи-Хоса

Ситораи Мохи-Хоса.

В четырех километрах к северу от Бухары, вдоль дороги, ведущей в Гиждуван со стороны Самаркандских ворот, возвышается великолепный летний загородный дворец Ситораи Мохи-Хоса династии последних Бухарских эмиров (Замок, похожий на звезды и луну).

Первые постройки, дворца были сооружены в период правления эмира Насруллохана (1826- 1860 гг.).

Основные строения летнего дворца возводились в годы правления последнего эмира Бухары Мир Сайида Алимхана (1911-1920 гг.). Дворец делится на старый и новый. Официальная приемная нового дворца по форме напоминает букву "П". На его северной стороне располагается высокая терраса, называемая "саломхона" "приветственная", в северной и восточной частях дворца - "зиефатлар зали" - "гостиная", "кутиш зали" - "зал ожидания", "тахтхона" - "тронный зал" и "хазинахона"-"казначейство".


Ляби-Хауз

Ляби-Хауз.

Самое популярное место у бухарцев - водоем Ляби-Хауз (у Хауза) построенный в 1620 году ханским сановником Надира-Диванбеги.

Прямоугольный водоем (46x36м) вытянут с востока на запад, и утопает в тени вековых чинар. Берега его оформлены ступенчатым каменным сходом к воде. В старину здесь располагался "чайный базар" с торговлей сладостями, хлебом, готовыми кушаньями. Люди приходили сюда слушать медду (общественных чтецов), принимали участие в религиозных обсуждениях, которые были описаны в "Историях индийского путешественника" Абд ар- Рауфом. Ансамбль Ляби - Хауз образован тремя монументальными зданиями, медресе Кукельташ на севере, ханака и медресе Надира Диван - беги на западе и на востоке.


Медресе Чор-Минор

Медресе Чор-Минор.

За Ляби-Хаузом в северо- восточной части города стоит на открытой площади необычный памятник начала 17 в. - Чор-Минор- "Четыре минарета". Это хорошо сохранившаяся постройка, возведенная на деньги богатого туркмена Халифа Ниязкула. Датировка строительства медресе отнесенная к 1807 году нуждается в уточнении, поскольку медресе Халифа Ниязкула, как следует из архивных документов, существовало уже в конце XVII в.

Необычность конструкции Чор-Минора приводит в замешательство. Поэтому иногда Чор-Минор рассматривают лишь как ворота утраченного медресе. Однако при более внимательном рассмотрении видно, что Чор-Минор даже в его нынешнем состоянии -это самодостаточный комплекс, состоящий из зданий, которые имеют, по крайней мере, два назначения - ритуальное и жилое.


Пайкент

Пайкент.

Одним из древнейших центров Бухарского оазиса является город Пайкент, расположенный в низовьях реки Заравшан, который возникает в конце 4-2 в.в. до н.э. Крепость Пайкент играла важную стратегическую роль как пограничный военный и торговый пункт на Великом Шелковом Пути, связывавший Индию, Бактрию, Нахшаб с Хорезмом и северными странами. Пик расцвета Пайкента приходится на 6-8 вв. н. э. Пайкент в отличие от других городов Средней Азии не имел правителя, это было своеобразная «купеческая республика» где процветала торговля шелком.

В 8 веке почти все население города было уничтожено кочевниками, а сам город разграблен. После чего он уже не восстанавливался.