Культура и традиции Узбекистана


Узбекская культура очень красочна и неповторима. Она формировалась тысячелетиями и вобрала в себя традиции и обычаи многих этнических групп проживавших когда-либо на территории нынешнего Узбекистана. Основной вклад в развитие внесли древние иранцы, тюркские кочевые племена, арабы, китайцы, русские. Традиции многонационального Узбекистана отражены в музыке, танцах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, языке, кухне и одежде. Население Республики, в особенности сельское, почитают традиции, глубоко укоренившиеся в истории страны. Великий Шелковый Путь сыграл большую роль в развитии культуры Узбекистана. Будучи торговым путем, он брал свое начало в Китае и расходился в двух направлениях: первый путь пролегал через Ферганскую долину и казахские степи, второй путь вел через Бактрию к Парфии, Индии и Ближнему Востоку до Средиземного моря.

Великий Шелковый Путь благоприятствовал не только обмену товаров, но также обмену технологий, языков, идей, религий. Таким образом, Великий Шелковый Путь привел к распространению буддизма на территории Центральной Азии, где до сих пор можно найти следы Буддийской культуры: Аджин-тепе в Таджикистане, буддийский храм в Куве, Ферганская долина, Фаяз-Тепа близ Термеза в Узбекистане и и т.д.

Музыка и музыкальные инструменты пришли к нам вместе с бродячими музыкантами, странствующими с караванами. Также с торговыми караванами до нас дошли секретные знания о производстве бумаги и чеканке железа. В 1991, Узбекистан объявил о своей независимости и тем самым способствовал быстрому развитию ремесел и народно-прикладного искусства, возрождению традиций и обычаев узбекского народа, развитию в Узбекистане традиционной культуры.

Культура Узбекистана является одной из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неповторимая национальная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда. Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и жанров. Песни и музыкальные инструменты в зависимости от их функции и формы использования могут быть разделены на две группы: песни, связанные с обычаями и традициями, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми, относятся к первой группе. Узбекский народ известен своими песнями. «Kошук» - бытовая песня с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строки поэтического текста. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев. «Лапар» это песня-диалог. В некоторых районах термин – «лапар» применялся к свадебным песням. "Улан" (исполняется как диалог мужчины и женщины). Жанр "Ялла" включает в себя два вида песен: мелодия узкого диапазона, и исполнение соло одновременно с танцем. Народные и профессиональные стихи поэтов Востока, используются в качестве текстов для песен. Особое место в узбекском музыкальной наследии занимают "дастаны" (эпическое сказание лирико-героического содержания). Кроме того, "макомах" - составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.

Традиционные узбекские танцы отличаются мягкостью, плавностью и выразительностью движений, это легкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу.

Развитие национальной живописи началось на территории нынешнего Узбекистана много веков назад. В 16-17 веках, значительных успехов достигают искусство рукописи и переплетного дела в Бухаре и некоторых других городских центрах. Художественное оформление манускриптов включало в себя изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонких орнаментов на полях. В Самарканде, и особенно в Бухаре, Центрально-Азиатская школа миниатюрной живописи добилась больших успехов, было разработано множество различных стилевых направлений. Одно из таких направлений, например, связано с традициями Бехзода, которые характеризуется своим нежным стилем написания письма и архитектурными элементами.