Хива


Согласно легенде, старец, умирающий в пустыне от жажды, стукнулся посохом и увидел на месте удара колодец с водой. Удивленный, он воскликнул «Хей Вах!» и основал у колодца город. Многовековая история Хивы неразрывно связана с судьбой Хорезмской области. Этот регион расположен в Северо-Западной части Хорезмской области республики, на высоте около 100 м над уровнем моря, по левобережью нижнего течения Амударьи. Граничит с Республикой Каракалпакстан и Туркменией Ташаузской области. Хорезмская область занимает площадь – 6,05 тыс.кв.км., население – 1370 тыс. человек, административный город Ургенч.

Хива это единственный в мире город-музей под открытым небом. Сегодня Хива – уникальное для Средней Азии явление – сохранившийся в целости памятник градостроительства. Исторически сложившаяся планировка уличной сети и застройки в пределах двойного кольца городских стен – Ичан-калы и Дишан – калы – почти не претерпела изменений и в наше время. Даже среди её тесно расположенных мечетей, могил, дворцов, переулков и по крайней мере 16 медресе Вам необходимо напрячь воображение и прочувствовать всю мистику города. Хива уже к 8 столетию нашей эры существовала как торговая точка Шёлкового пути в районе Каспийского моря и Волги. Кажется, что время здесь остановилось.


Ичан-Кала

Ичан-Кала.

Ичан-Кала, эта самая скученная часть Хивы, сделалась волею судеб архитектурным музеем, на чьих памятниках раскрываются нам лучшие творения народных мастеров.

Особенно насыщена постройками та часть Ичан-Калы, которая расположена вдоль дороги, ведущей от западных к восточным воротам. Здания здесь сконцентрированы без какого-либо архитектурного замысла. Некоторые группы построек образуют строительные массивы, в которых отдельные здания сливаются друг с другом своими объемами. Только широкие арочные проемы или порталы определяют отдельные строения. Высокие стены, легкие угловые башенки, купола, минареты, легкие айваны с деревянными колоннами создают повсюду неожиданные силуэты.

Городские стены редкий пример средневекового укрепления, сохранившиеся до нашего времени. Город Хива был окружен двумя рядами стен Ичан-Кала (внутренний город) и Дишан-Кала (внешний город). Стены Ичан- кала были возведены между 5 и 4 веками до нашей эры, они выше уровня стен Дишан-Кала, возможно благодаря естественному рельефу (согласно легенде город был построен на песчаном холме). Городские стены построены из саманного кирпича и в течение столетий несколько раз перестраивались. Стены Ичан-Кала 8-10 метров в высоту, 6-8 метров в ширину и 2250 метров в длину. Через каждые 30 метров есть круглые оборонительные башни, выступающие за пределы стен Ичан- Кала. По верху стен и башен идут зубчатые перила с узкими амбразурами, для отражения атак врагов во время осады.

В системе оборонительных укреплений были рвы, наполненные водой; даже сейчас это можно заметить по рельефу в южной части, а на севере и западе асфальт закрыл древние рвы.

Городские ворота также были частью защитной системы. Они имеют специальные приспособления, используемые стражей, охраняющей город: по обе стороны арочного проезда расположены «ударные» башни, а над воротами есть смотровая галерея. Проезд покрыт арочной крышей (Кой- Дарваза) или, если коридор очень длинный, несколькими куполами.

По сторонам коридора расположены купольные комнаты, в которых жили часовые, таможенники, располагалась здесь и комната для суда, а иногда и тюрьма. В восточных городах, ворота и входы в общественные здания, и частные дома имеют особое значение: чем впечатляюще они выглядят, тем больший почет и признание имеет город, здания и их автор.

Со временем, оборонительная функция ворот утратила свое значение, и ворота стали частью городского дизайна. Ворота украшались красивыми, разноцветными кафельными плитками и аятами из Корана. Иногда на воротах писали тексты, например хвалу хану, или фрагменты из поэм. Некоторые ворота со временем были переделаны в магазины. Стены Ичан-Кала имеют западные ворота Ата-дарваза, восточные - Палван-дарваза, южные - Таш-Дарваза и северные - Багча-дарваза. Стены Дишан-Кала имеют 10 ворот, но до сегодняшнего дня сохранились только трое из них.


Минарет Ислам-Ходжа

Минарет Ислам-Ходжа.

Минарет был построен по приказу Ислама Ходжи, премьер- министра хана. Этот минарет называют символом Хивы, его форма, суженная кверху, восходит к ранним образцам архитектуры (Куня-Ургенч 14 век). На минарете, кирпичная кладка чередуется с полосами глазурованных узоров. Высота минарета 56.6 метров, диаметр основания 9.5 метров.


Минарет Кальта-Минор

Минарет Кальта-Минор.

Минарет Кальта-Минор (короткий минарет) был задуман как самый большой на мусульманском Востоке (диаметр основания 14.2 м). По плану высота минарета была 70-80 метров, а диаметр должен был резко уменьшаться с высотой, что сделало бы минарет более прочным. Но строительство остановилось на высоте 29 м. Согласно Хивинскому историку Мунису, строительство не было закончено, из-за смерти хана в 1855 году. Минарет уникален благодаря размеру и уникальному декору. Это единственный минарет, полностью покрытый глазурованной плиткой и майоликой.


Медресе Ширгазихана

Медресе Ширгазихана.

Расположено в центре Ичан- Кала перед входом в Мавзолей Пахлаван Махмуда. Медресе Ширгазихана входит в список самых старых и больших в Хиве. Его вход находится ниже уровня дороги на 2 метра из-за естественного оседания почвы и увеличения захоронений. Здание медресе одноэтажное, за исключением двухэтажной входной части, включает в себя четырех-айванный двор, комплекс вестибюльных комнат и лекционный зал.


Медресе Мухаммад Рахимхана II

Медресе Мухаммад Рахимхана II.

Расположено восточнее Куня-Арк. Полное имя хана было Саид Мухаммад Рахим Бахадурхан (люди называли его Мадримхан II). Он писал поэмы под псевдонимом Феруз. Строительство медресе, начатое по его приказу, было закончено в 1876 году. Медресе Мухаммад Рахимхана - одно из самых больших в Хиве и наиболее известное в Средней Азии. Медресе состоит из двух дворов, во внутреннем дворе одноэтажная постройка с худжрами, за ней стоит двухэтажное здание с высоким порталом главного фасада медресе. В главном дворе в ряд расположены арочные худжры. Медресе состоит из дарсхоны, библиотеки, зимней и летней мечетей. Майолика обильно используется на тимпанах, орнаментальной кайме и колонах на фасаде.


Медресе Мухаммеда Аминхана

Медресе Мухаммеда Аминхана.

Медресе расположено в западной части Ичан-Кала. Двухэтажное медресе Мухаммеда Аминхана - самое большое не только в Хиве, но и во всей Средней Азии. Кроме духовной школы здесь размещалась Канцелярия Высшего Мусульманского Двора. Поразительна архитектура здания медресе: здесь, впервые в Хиве, жилые худжры двухкомнатные, расположенные на первом этаже, а худжры, расположенные на втором этаже, имеют лоджии с выходом на фасадную сторону здания. Фасад медресе украшен орнаментом из глазурованного кирпича.


Мечеть Джума

Мечеть Джума.

Согласно исследованиям арабского географа Мукаддасий, мечеть Джума датируется 10 веком. Эта мечеть уникальна по строению, она не имеет порталов, куполов, галерей и внутреннего двора.

К мечети есть доступ с трех сторон. С северной стороны открывается улица Палван Кари, с ее 33-х метровым минаретом.

Потолок большого зала опирается на 213 деревянных колонн. В потолке есть небольшие отверстия для света и вентиляции. Южная стена имеет сталактитовые ниши, а справа есть мраморная табличка с указанием прибылей и поместий. Особый интерес вызывают двери и колонны, с резьбой ручной работы, которые были сделаны в разные годы - 1316, 1517, 1788 и 1789 гг.


Мавзолей уч Овлия бобо

Мавзолей расположен рядом с западными стенами Таш Хаули, он сооружен в память о трех святых. Громадный зал мавзолея покрыт куполом с ячеечным сводом. В мавзолее много захоронений. Самая ранняя дата 1561 год, это можно увидеть на панели резной двери. В начале 80-х годов 20 века входной портал был поврежден сильным дождем, кроме этого, были сильно испорчены колоны айвана мечети. После реставрации и реконструкции прилежащей территории, мавзолей стал часто посещаемым местом.


Мавзолей Сеид - Аллауддина

Мавзолей Сеид - Аллауддина.

Здание мавзолея прилегает к восточным стенам Медресе Матнияз - Диван-беги, построено в честь великого суфистского шейха в 1303 году. Усыпальница с куполом и уникальным майоликовым надгробием датируются первой половиной 14 века, а в 17 веке была пристроена зиаратхона. Архитектура этих сооружений многообразна.


Куня Арк

Куня Арк.

Старая крепость Куня Арк соединяет западную стену Ичан-Кала с обителью отшельника Ак-Шейха-Бобо. Строительство Куня Арк началось в 1686-1688 гг. сыном Ануш-хана, Аранг-ханом. В конце 18 века Куня Арк стала «городом в городе» и была отделена от Ичан-Кала высокой стеной. Когда то крепость состояла из ханской канцелярии, зала для приемов, гарема, зимней и летней мечети, монетного двора и подсобных помещений конюшни, склады, мастерские и т.д. Существующий на сегодняшний день комплекс Куня Арк был отреставрирован в начале 19 века. Площадь близ входа в Куня Арк использовалась для военных парадов и тренировочных сражений. Здесь было также специальное место для исполнения приговоров и зиндан (тюрьма), прилегающая к восточным стенам Куня Арк. Вход во дворец охранялся. Только несколько строений осталось из когда-то густо застроенной территории Куня Арк: восточные ворота с комнатой для охраны; келья Ак-Шейха-Бобо; Курнышхона комната для приема и регистрации людей летняя и зимняя мечети и гарем. Жилище святого Ак-Шейха-Бобо, наставника шейха Мухтара Вали, раньше играла роль смотровой башни, и здесь хранили порох.

Первое здание Куринышхона - было построено в 1686-1688 годах Аранг-ханом и разрушено в середине 18 века, во время нашествия Иранцев. Современное здание возведено в 1804- 1806 годах Илтузар-ханом. Айван куринишхоны был покрыт майоликой во время правления Алла-Кули-хана. Куринышхона состоит из нескольких помещений: открытый двор, айван, зал с троном и боковые комнаты в западной части двора (казна хана, комната для хранения рукописей, комнаты для отдыха). В середине двора есть круглое возвышение, где была сооружена юрта, в которой хан принимал послов кочующих соседей. Трон хана стоял у южной стены тронного зала; сейчас этот трон находится в музее Москвы. Он был сделан из дерева и покрыт пластинами серебра с тонким резным орнаментом.


Дворец Таш Хаули

Дворец Таш Хаули.

Дворец расположен в восточной части Хивы был построен Алла-Кули-ханом. Строительство дворца заняло примерно 8 лет, с 1830 по 1838 годы. Первым был построен жилой квартал гарема, затем мехмонхона место для официальных приемов, и последним - арзхона, зал суда. Мунис писал, что лучшие зодчие того времени были посажены на кол из-за того, что отказывались построить дворец за два года. Усто Каландару Хиваги понадобилось для этого 8 лет.

В южной части двора гарема построены маленькие айваны, четыре из которых были предназначены для жен хана (согласно Шариату мужчина мог иметь не более четырех жен), пятый айван, богато украшенный служил жилой комнатой для хана. В каждом айване есть жилое помещение для слуг. Гарем обустроен в соответствии с Хорезмской традицией оформления женской половины (ичан хаули). Некоторые детали оборонительной крепости присутствуют в дизайне дворца, что соответствует уединенному образу жизни обитательниц гарема. После гарема была построена мехмонхона (ишрат хаули). Квадратный двор с круглым возвышением для юрты полностью застроен комнатами и айванами.

Южный айван служил для проведения церемоний и приемов посланников. Айваны мехмонхоны, украшенные майоликой со светлым разрисованным потолком и маленькими башнями по бокам, схожи по интерьеру с театром и полны торжественности. Арзхона (зал суда) расположена в юго-западной части Таш Хаули. Она вдвое больше чем мехмонхона. Также как и мехмонхона, арзхона украшена майоликой. Работа была сделана знаменитым мастером Абдуллой, по прозвищу Гений. Этот мастер украшал все дворы Таш Хаули. Период правления Алла-Кули- хана характеризуется сильной властью хана, успешной международной политикой и прогрессом в торговле с Россией. И как результат, появилась возможность богато украшать здания. Дворец Алла-Кули-хана, наиболее выдающийся архитектурный объект 19 века. Небольшие реставрационные работы не изменили своеобразие дворца, и он вполне может считаться музеем хивинской архитектуры того времени.