Нукус


Этот город можно назвать заключительным пунктом или начальным в путешествии по Узбекистану. Многие, кто прибывает из стран СНГ - выбирают его начальным пунктом - так как через этот город проходят поезда из Саратова и принимается пассажирский состав из Алматы. Из международного аэропорта производятся регулярные рейсы в Москву.

Несмотря на то что город находиться в зоне экологической катастрофы и буквально в центре пустыни он похож на оазис-с зелеными бульварами, клумбами цветов. В городе немало гостиниц, готовых обслужить вас соответственно своим звездочкам.

Что касается особенностей каракалпакской кулинарии - то только здесь вы сможете отведать жугери гуртук (клецки для мясных блюд), джиз (блюдо из баранины), кисломолочные супы из кобыльего молока.

Городу исполнилось всего 75 лет, но города редко возникают на пустом месте. И Нукус возник, имея под собой древний культурный слой, пределы которого археологи установили, как IV век до н. э. - IV в. н.э.

Особый вклад в изучение Хорезмского оазиса внес И. Савицкий. Захваченный идеей сохранения никому доселе не известной культуры, Савицкий оставил квартиру в центре Москвы и переехал жить в Нукус. Фанатическая преданность идее, титаническая работоспособность сделали Игоря Витальевича человеком-легендой. Благодаря его усилиям в 1966 году распахнул свои двери перед первыми посетителями Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан. До конца жизни Савицкий был его бессменным директором.


Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого

Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого.

Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого это сокровищница, дающая представление о культурном отрезке, начиная с III века до нашей эры и до современности. Здесь представлены предметы материальной и художественной культуры древнего Хорезма, народно-прикладное искусство каракалпаков. Отдел изобразительного искусства музея это крупнейшее художественное открытие. В нем сосредоточена не только национальная художественная школа Каракалпакстана, здесь средоточие творений основоположников живописной культуры Узбекистана многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале XX века. Нукусская коллекция русского авангарда, по мнению специалистов, по значимости и масштабам занимает второе место в мире после всемирно известного Русского музея в Санкт-Петербурге.

За беспрецедентно короткий срок Нукусский музей превратился в многочисленное собрание, насчитывающее около 90 тысяч единиц хранения. Подобный факт не имеет аналога в практике мирового музейного собирательства.

По оценкам специалистов и мировой прессы, коллекция Государственного музея искусств Республики Кара кал па кета н им. И. В. Савицкого является лучшим художественным собранием Азиатского региона, обладает 2-ой по значимости и численности коллекцией произведений русского авангарда.


Топрак-Кала (I-IV ВВ. Н.Э)

Toprak-Kala.

Городище Топрак-Кала находится на территории Элликкалинского района Республики Каракалпакетан. Почти прямоугольное городище окружено крепостными стенами, сохранившимися в виде вала с высотой до 8-9 м. Примечательно, что один из кварталов был занят храмовыми зданиями, которые постоянно строились здесь на протяжении всей истории существования города. Большую часть дворца занимали парадные помещения и святилища с украшенными росписями стенами.

Северо-восточный массив состоял из восьми длинных комнат, перекрытых сводами, несколько дуг одного из них удивительным образом удержались до наших дней.


Аяз-Кала (IV-II ВВ. ДО. Н. Э.)

Аяз-Кала.

Находится в 41 км. северо-восточнее г. Беруний. Городище имеет форму четырехугольника, ориентированного сторонами по странам света и построено на плоской вершине холма, с трех сторон окруженного многометровыми обрывами. Сохранившиеся стены выложены из сырцового кирпича.

Историки предполагают, что крепость Аяз-Кала была возведена в IV-III веках до нашей эры, но скорее всего никогда не использовалась по своему прямому назначению. Более того археологи не обнаружили здесь ни одного свидетельства обитания людей, зато нашли много заранее заготовленного, но неиспользованного строительного материала. Тем не менее эта крепость, простоявшая много веков, кажется покинутой совсем недавно. Ее суровые серовато-розовые сырцовые стены с узкими щелями стреловидных бойниц, грозные башни, круглые и стрельчатые арки порталов и сегодня выглядят величественно.


Большой Гульдурсун (IV-III вв. до н. э., XII- XIII вв. н.э.)

Большой Гульдурсун.

Расположена в 20 км. к востоку от г. Беруний.

Большой Гульдурсун крупная пограничная крепость Хорезма, построена на основе античной крепости. Представляет собой неправильный прямоугольник размером 350x230 м., ориентированный углами по сторонам света.

Внутри при археологических раскопках найдено большое количество античной и средневековой керамики, бронзовых поделок и украшении, античные и средневековые монеты.


Миздахкан (Гяур-Кала Ходжейлинская) (IVBB до н.э., XIV вв. н.э.)

Миздахкан.

Археологический комплекс Древнего Миздахкана расположен на трех холмах находящихся на юго-западной окраине г. Ходжейли. Включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай. При раскопках найдены уникальны ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота.

Это наверное самый загадочный и окутанный легендами и тайнами комплекс.

Мавзолей Мазлухан поведает вам о любви красавицы Мазлумхан к зодчему, воздвигшему минарет до небес и бросившемуся оттуда, когда отец красавицы отказался выдать за него дочь. Мазлумхан бросилась с минарета вслед за любимым.

Легенда мавзолея Ережеп Халифа гласит, что здесь погребен святой, проповедовавший ислам на заре его распространения в этих места. Когда-то здание было огромным, о чем говорят сохранившиеся стены. Согласно легенде, здесь находится могила Адама. Из четырех стен мавзолея, сложенных из жженого кирпича, одна из стен разрушена, и возле образовавшегося входа лежит груда античных кирпичей. Согласно древней легенде, каждый год со стен этого сооружения падает один кирпич, и когда упадет последний - наступит конец света, и жизнь на Земле иссякнет. Судя по тому, что стены довольно высокие, до конца света еще далеко, и эти мировые часы еще долго будут отсчитывать историческое время.


Джанпык-Кала (IX-XI, XIII-XIV вв. н. э.)

Джанпык-Кала

Городище расположено в 6 км юго-восточнее поселка Каратау, на юго-западных отрогах Султануиздагского хребта. В восточной части сохранилась цитадель в виде пахсовыхстен.

При раскопках обнаружены многочисленные находки, ранее привезенные из различных стран Востока и Запада. (Китая, Египта, России, Европы, Индии). Городище служило портовым городом.

С окраин Джанпыккалы открывается вид на заповедник Бадай Тугай.