Самарканд


История Самарканда – этого легендарного и неповторимого города – насчитывает свыше 2750 лет. Современный Самарканд – второй город Узбекистана после Ташкента по численности населения и территории, промышленному значению. Самарканд находится в долине реки Заравшан на высоте 750 м над уровнем моря . Самаркандская область занимает площадь – 16,77 тыс.кв.км., население – 2670,3 тыс.человек, административный город – Самарканд.

Первое упоминание о городе встречается в греческих летописях 329 г. до н.э., когда Александр Македонский во время своего индийского похода захватил Мараканду (так раньше назывался Самарканд). Мараканда была столицей Согдианы, входившей в состав древнеперсидской империи Ахеменидов. В VIII в. городом завладели арабы, переименовав его в Самарканд и утвердив здесь ислам. Позднее Самарканд переходил из рук в руки правителей ближайших государств, пока в 1220 г. его не разрушили кровавые орды Чингизхана. В 1370 г. Самарканд становится столицей могущественной империи Темура, которая простиралась от реки Инд до Босфора. Благодаря Темуру в Самарканд со всего Востока стекались лучшие строители и ремесленники того времени. За неполные 100 лет Самарканд превратился в сказочно красивый город, поражавший своими изящными голубыми куполами и величественными минаретами. Если вы впервые посетите Самарканд вы будете прикованы его волшебством навсегда! Даже в настоящие дни памятники династии Тимуридов продолжают поражать нас своим величием, прекрасной мозаичной симметрией архитектурных форм.

Культура Самарканда развивалась и переплеталась с культурой таких стран, как Иран, Индия, Монголия, Китай и др. Наиболее интересная часть города – старый город, крупнейшая торговая часть, где можно увидеть сокровища Востока. Сегодня Узбекистан один из индустриальных и культурных центров Узбекистана.


Афрасиаб

Афрасиаб.

Афрасиаб - это имя легендарного царя Турана. В свою очередь, Туран - название огромной территории, занимающей почти всю Центральную Азию.

Как столица Согдианы, Афрасиаб был завоеван Александром Македонским в 329 г. до нашей эры. В начале 8-го века нашей эры он был завоеван арабами и вскоре стал важным центром Мусульманской культуры. В 1220 году был почти полностью разрушен Монгольским Правителем Чингиз-ханом. Сегодня там ведутся археологические раскопки и расположен исторический музей.


Регистан

Регистан.

В XIV веке центральной площадью Самарканда стал Регистан, что в переводе означает «песчаное место». К Регистану радикально сходились шесть главных улиц города. Архитектурный ансамбль Регистан, считается ведущим в Центральной Азии и величайшим среди грандиозных дворцы, Гур-Эмир, Биби-Ханым, ряд мавзолеев ансамбля Шохи-Зинда, которые до сих пор поражают своей красотой и величием. Самарканд утопает в садах, а окрестности застроены селениями с именами таких величественных столиц мира, как Миср (Каир), Димишк (Дамаск), Багдад, Султания, Фариш (Париж).

Его дело продолжит его внук Улугбек - великий учёный, правление которого империей пройдёт под девизом "Стремление к знанию обязанность каждого мусульманина". Основным вкладом в развитие науки Улугбека является его медресе на площади Регистан и обсерватория, не имеющая равных себе в то время. Улугбек составил точный атлас небосклона из 1018 звёзд, "Гургановы"таблицы, а также каталог географических координат большого числа пунктов на Земле. Вместе с Улугбеком трудится его ученик и соратник Али Кушчи, который высчитал "Пи" с точностью, которую превзойдут только через 250 лет.


Медресе Улугбека

Медресе Улугбека.

Медресе вмещало, по меньшей мере, 100 студентов под крышей хорошей школы по преподаванию исламских и священных наук. Его размеры гармонично сочетаются с абсолютной элегантностью его дизайна и черепичного покрытия. После входа вы попадаете во внутренний двор. Который ведет к четырем аркам, плавно переходящий в 2 ряда худжры.


Медресе Шердор

Медресе Шердор.

Второе медресе Регистана было построено губернатором Ялангтушем между 1619 и 1636 годами. Архитекторы старались в первую очередь построить сооружение достойное по своим размерам и величию, в то время как Коран запрещал симметрию полностью в зеркальном отображении.


Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари.

Для того чтобы дополнить гармонию площади, губернатор Ялангтуш направил свои строительные планы на возведение 75-ти метрового медресе. Строительство проходило приблизительно с 1646 по 1660 годы.

Маленькие угловые башни, относящиеся к медресе, с мозаичным оформлением, в виде словно щедрых лучей солнца и переплетающихся цветочных мотивов,своей цветовой гаммой напоминает медресе Шердор.

Его великолепный интерьер выполнен в стиле кундал с позолоченной надписью названияТилля Кари, выражениями из Корана и сталактидами над мраморной плитой.


Мавзолей Гур-Эмир

Мавзолей Гур-Эмир.

Мавзолей Гур-Эмир шедевр среднеазиатского зодчества.

Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника Тамерлана и его любимого внука.

Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана. Вовремя его правления мавзолей стал семейным склепом династии тимуридов.

Июня 1941 года началось вскрытие гробницы Амира Темура, несмотря на выбитое предос-тережение желающим вскрыть саркофаг. "Нарувший завет Темура будет наказан, а по всему миру разразятся жестокие войны", - гласила надпись.

Бальзамированное тело сохранилось плохо - остались только кости. Человек, лежавший в гробу, был высокого роста, с большой головой. Голень была изувечена, один из спинных позвонков, как у всех Темуридов, деформирован.

А 22 июня 1941 года немецкие войска напали на Советский Союз.

Было ли это просто совпадением или сбывшемся предсказанием - споры по этому поводу не утихают по сей день.


Мечеть Биби-Ханым

Мечеть Биби-Ханым.

Строительство мечети было начато в 1399 году, после победоносного похода Темура в Индию. Мечеть строилась в течении пяти лет.

Сооружение было завершено в 1404 году. По замыслу Темура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. К участию в строительстве были привлечены зодчие, художники, мастера и ремесленники из многих стран Востока. Мастера и ремесленники, согнанные и собранные со всех концов мира, вносили в строительство свой творческий опыт и традиции.

Обширный внутренний двор выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев.

Улугбек установил внутри главного здания громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и пере-ставленный в 1875 году на середину двора.Вход во двор оформлен в виде высокого портала с двумя круглыми минаретами, достигавшими пятидесяти метров высоты.


Мавзолей Шахи-Зинда

Мавзолей Шахи-Зинда.

На северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаба, среди обширного древнего кладбища, находятся группы мавзолеев, среди которых наибольшей известностью пользуется могила Кусама ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда.

В народе Кусам известен под названием Шахи- Зинда — "Живой царь", который согласно самаркандским легендам ушел из этого мира живым.

На надгробии Кусама написаны следующие стихи из Корана: "Тех, которые убиты на пути Аллаха, не считайте мертвыми: нет, они живы..." Лестница в 36 ступеней ведет в небольшие купольные сени, а затем в коридор, по обеим сторонам которого расположены мавзолеи, построенные в XIV—XV веках.

Архитектурный ансамбль Шахи-Зинда, состоящий из ряда мечетей и мавзолеев, является настоящим музеем глазу-рованных декораций XIV—XV веков. Здесь встречаются и поливная резная терракота, и расписная майолика, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупные мозаики из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шахи-Зинда.


Обсерватория Мирзо Улугбека

Обсерватория Мирзо Улугбека.

Об устройстве обсерватории имеются крайне скудные сведения. Построена она в 1428—1429 годы.

По археологическим остаткам можно заключить, что обсерватория Улугбека была одной из самых больших на Востоке. Обсерватория была снабжена лучшими и наиболее совершенными в то время инструментами. Высота сохранившейся части секстанта Фахри, находящегося в траншей и открытого в 1908 году самаркандским археологом В. Л. Вяткиным, равняется метрам. Сегодня там находится небольшой музей, где выставленны отрывки из знаменитых "Гургановых Таблиц" - таблиц со сведениями о звездах, вычеслинных Улугбеком и его соратниками, гравюры, свидетельствующие о высоком авторитете Улугбека Среди европейских ученых, небольшая коллекция астрономических инструментов.


Мавзолей пророка Даниила

Мавзолей пророка Даниила.

Между холмами Афросиаба, на берегу у небольшой речушки Сиёбча (приток Зерафшана), есть удивительное место, благословенность которого ощущается почти физически. Там царит покой, который оберегают даже птицы. Здесь находится Мавзолей Святого Даниила. Среди ученых до сих пор нет единого мнения, когда именно и каким образом в Самарканде появился мавзолей библейского пророка Даниила, почитаемый святым местом представителями трех мировых религий ислама, иудаизма и христианства.

Место является объектом паломничества, как местных жителей, так и приезжающих со всего мира. В 1996 году, прибывший в Самарканд, Патриарх Всия Руси Алексий II навестил Мавзолей и освятил его. Говорят, что после освящения, близ Мавзолея снова зацвело фисташковое дерево, считав-шееся засохшим.


История Самаркандской бумаги

Самаркандская бумага.

Считается, что Самарканд был первым местом на Среднем Востоке, где производилась бумага, сделанная вручную с помощью водяной мельницы. Позже, благодаря арабам и культуре исламского мира, технология ее изготовления распространилась на Запад - от Ближнего Востока до Испании, а затем и по всей Европе.

Однако в конце XVIII века производство самаркандской бумаги постепенно стало угасать, так как люди стали отдавать предпочтение белой и более дешевой фабричной бумаге, завозимой из России.

Руководитель Ассоциации ремес-ленников "Мерос" Зариф Мухтаров, возродили древнее искусство и заново представил самаркандскую ручную бумагу миру. В самаркандском селении Кони Гил построена и функционирует водяная мельница, на котором и производится ручная бумага. Жи-вописное место, возможность увидеть процес изготовления бумаги и самим принять участие в нем привлекает в КониГил многочисленных туристов.


Музей истории и культуры Узбекистана

Богатая коллекция экспонатов, начиная с эпохи до нашей эры, отражающая уклад и события жизни в регионе. Среди экспонатов можно выделить гроб Тимура, замененный во время вскрытия гробницы Тимура в 1941г., Коран, написанный на пальмовых листьях длинною более 1.5 метра и библиотеку, состоящую из древних исламских рукописей и 20 Коранов, датируемых XI веком.Распологается в старой части города за Медресе Шердор, напротив торгового пассажа Чорсу.


Музей античной истории Самарканда

Небольшой музей, расположенный на городище Афрасиаб (предшественнике современного Самарканда). Здесь собраны экспонаты различных периодов античной истории Самарканда - оссуарии, остатки древних клинков, ножей, стрел, монеты, керамика, а также уникальные фрески, обнаруженные при раскопках на Городище. После посещения Музея, можно также побродить по Афрасиабу.


Краеведческий музей Самаркандской области

Музей экспонатов, рассказывающих об истории Самаркандского края. Среди экспозиций можно выделить "Флора и Фауна", "Интерьеры жилых помещений и мастерских", фотографии, книги. Дом, в котором располагается Музей, сам обладает музейной ценностью - это дом известного еврейского купца Калан- дарова.

Располагается по ул. Шарафа Рашидова, недалеко от Музея Виноделия.


Музей виноделия при винном заводе им. Ховренко

Музей история виноделия в Самарканде, грамоты, медали самаркандских вин, возможность продегустировать и купить самаркандские вина.

Располагается возле школы № 37 по улице Махмуда Кошгарий.


Самаркандские базары

Настоящий базар должен проявлять признаки живого существа - говорить (производить гул), бурлить (из-за постоянно передвигающегося людского потока), пахнуть (готовящейся едой и товарами) и улыбаться (хорошая торговля располагается на одной волне с доброжелательностью).

На восточном базаре принято торговатся. При этом, важен не выторгованный рубль-два, а сам процесс торга. Бывалый торговец в Самарканде может даже расстроиться, если товар был куплен сразу же, без торга.

В Самарканде, базар есть в каждом районе, но самым крупным является базар в старой части города. По имени района, в котором он располагается, он называется "Сиабский" или "Старого-родской". К нему можно выйти, идя от площади Регистан в сторону Мавзолея и Мечети Биби-Ханым. Однако, старогородской самаркандский базар не такой уж и большой по сравнению с Ургутским базаром - базаром в посёлке Ургут Самаркандской области, куда едут за крупными оптовыми покупками. Между Самаркандом и Ургутом постоянно курсируют автобусы и маршрутные такси, так что, при желании, вы можете посетить и его. Но лучше в субботу. Суббота - главный день Ургутского Базара.


Лепешки самарканда

Самарканд нони.

История национальных лепешек в Самаркандском Согде очень древняя.

Идея выпекания хлеба из злаковых растений зародилась в период перехода кочевых племен к земледелию.

Лепешки выпекаются в печах особой конструкции - тандырах. Тандырная выпечка - один из залогов достижения неповторимых качеств хлеба.

Готовности лепешки в тандыре достигают через 4-8минут.

В былые времена выпекали более двадцати видов лепешек, это «чахсак», «таф-тон»,«тафтони ду без», «тарокли», «пу-лотий», «фатири чап-чак», «забони гов», «сохта»,«ширмои седона пайванд», «оби холи»,«саланг» и другие.

До наших дней сохранились только несколько видов, но и они сохранили за Самаркандом славу хлебного города. Лепешки гала-осиеги-нон, пришедшие из поселка Гала-Осие, что близ Самарканда, славятся далеко за пределами Самаркандской области. Каждый побывавший в Самарканде обязательно старается приобрести этот хлеб, покидая город: это уже стало традицией. Существует более пятнадцати разновидностей этой лепешки. Даже в черством виде этот хлеб сохраняет свой удивительно привлекательный вид, а, будучи слегка размоченным и подогретыми в духовке, тандыре или просто в микроволновке восстанавливает все свои вкусовые качества даже через несколько лет. Самаркандские лепешки как символ и лучший подарок развозятся не только по Узбекистану, но и по всему миру.


Христианство и христианские храмы в Самарканде

Культура согдийцев была устроена таким образом, что они не мешали людям исповедовать ту конфессию, которую каждый хотел исповедовать. Так, например, в Ургуте (поселении в 40 километрах от современного Самарканда) одновременно находились христианский монастырь, зороастрийский храм Джартепа и буддийский монастырь. Именно, благодаря согдийцам, христианство достигает Ферганы, Семиречья, Восточного Туркес-тана вплоть до Монголии, Кашмира и Тибета. До настоящего времени дошли сог- дийско-христианские письменные памятники переводы Нового Завета, гомилий, агиографические сочинения.

В Самарканде ныне функционируют четыре православных церкви, один собор католического прихода и молельные дома различных христианских течений:

  • Собор святителя Алексия, Митрополита Московского (ул. Бобир-Мирзо, 70)
  • Храм Святого великомученика Георгия Победоносца (ул. Бирлик,66)